Что такое FITS?
FITS (Framework
for ICT Technical Support) — это Модель
управления ИТ для образовательных учреждений (и небольших компаний),
разработанная британской BECTA ([bekta]) — British Educational Communications
and Technology Agency, ведущим британским учреждением для для продвижения и
интеграции информационных и коммуникационных технологий в образовании. Сама
организация была расформирована в 2011 году, ну а FITS остался в ведении The
FITS Foundation. Сейчас в Британии для школ используется ICT Services Framework
One, основанный на FITS 2. FITS содержит пошаговые инструкции и рекомендации по
внедрению процессов и набор шаблонов сопутствующих документов. FITS не
существует в русскоязычном переводе, доступ к его материалам осуществляется за
определенную, очень небольшую плату фонду.
Но даже, если вы не знаете английского, вам не хочется регистрироваться в The
FITS Foundation и платить какие-то там взносы, то однозначно стоит дочитать пост
— постулаты FITS выглядят как чек-лист для любой компании: взяли, распечатали и
приступили к проверке состояния дел в бизнесе. Если чего-то не хватает, можно
обратиться к ITIL v.2, её русские версии найти не очень трудно.
Вообще, основная фишка FITS — это его простота, дробление на шаги, чёткие
инструкции и отсутствие лишней информации. Человек, знакомый с библиотекой ITIL,
воспримет FITS не как лучшие практики, а как руководство к действию — бери и
делай. Кстати, FITS построен на основе ITIL, согласно ITIL разработан и наш
Alloy Navigator — вы можете запросить демо-версию на нашем сайте и поработать в
программе — по её компонентам сразу понятно, как выстраивать управление
ИТ-инфраструктурой, контролировать записи об аппаратном и программном
обеспечении, работать с лицензиями, конфигурациями, сетями и прочим. В общем,
привычный системным администраторам и ИТ-директорам полный и всеобъемлющий софт
для монторинга и управления ИТ-инфраструктурой.
Вся соль FITS — в процессах,
которые поделены на четыре больших подгруппы.
Процессы FITS
Реактивные процессы
(Reactive processes)
Реактивные процессы — это группа
процессов, которые отвечают за фиксацию факта инцидента или за анализ информации
после событий. Как правило, это уже исправление свершившихся фактов — реакция на
что-то. Во многих компаниях, к сожалению, большинство процессов — реактивные,
поскольку предпринимаются меры по устранению последствий уже произошедших
неприятностей, но не меры профилактики и своевременной технической поддержки.
Кстати, зачастую сложности с предупреждением инцидентов связаны именно с
отсутствием эффективных инструментов мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой.
Служба Service desk — это единая точка контакта между всеми
пользователями и ИТ-службой. Основной посыл этого процесса прост — регистрация
всех событий в одном месте (например, это может быть ПО типа Alloy Navigator).
Таким образом, все данные по инцидентам аккумулируются в одном источнике, в нём
же ведётся работа, переписка, прикрепляются важные файлы. Дальнейший анализ пула
инцидентов позволяет прогнозировать события и предотвратить их. Так
незапланированных простоев и факапов станет гораздо меньше.
Управление инцидентами (Incident management) — обнаружение, диагностика и
устранение инцидентов, а также уменьшение вероятности убытков от инцидента.
Здесь подключаются вышестоящие менеджеры, задача которых — оценивать
компетентность и эффективность ИТ-специалистов, формировать бюджет и штат
персонала ИТ-службы компании.
Проактивные процессы
(Proactive process)
Проактивные процессы направлены
на предотвращение инцидентов и общее улучшение сервисов.
Управление операциями
Управление операциями —
структурный подход к управлению ИТ-сервисами компании, который затрагивает
операции, связанные с серверами, ПК, периферийными устройствами, программным
обеспечением, маршрутизаторами, роутерами, коммутаторами и т.д. Управление
операциями согласно FITS включает в себя управление, контроль и запись всех
внесенных изменений аппаратных средств, конфигураций, программного обеспечения и
профильной документации. Таким образом достигается важная цель — точность и
актуальность информации о ПО и оборудовании. Важность этих данных особенно остро
ощущается во время ревизий и аудита. В управление операциями входит несколько
отдельных процессов.
Системное администрирование (Systems administration) — услуга,
обеспечивающая повседневное администрирование технологических сервисов в
ИТ-инфраструктуре. Тут точно не нужно пояснять, что это такое.
Управление хранением данных (Storage management) — определение,
отслеживание и хранение данных и информационных ресурсов, с учётом безопасности
хранения, создания резервных копий и т.д.
Управление службой каталогов (Directory services management) — настройка
службы каталогов. Служба каталогов хранит информацию о пользователях, рабочих
станциях, периферийном оборудовании. В каталоге каждому объекту соответствуют
свои атрибуты.
Производительность и мониторинг (Performance and monitoring) — в ходе
процесса определяется, как влияют различные действия в инфраструктуре на её
отдельные составляющие.
Профилактическое обслуживание (Preventative maintenance) — профилактика
нарушений и сбоев в работе компонентов ИТ-инфраструктуры. Основная задача:
минимизировать влияние технических сбоев и неполадок на ход работы (в нашем
случае, операционных процессов бизнеса), исключить простой в работе компании.
Непрерывность сервисов (Service continuity) — минимизация воздействия на
ИТ-услуги форс-мажоров и стихийных бедствий, разработка плана по восстановлению
сервисов.
Управление эксплуатацией (Operations management) — включает управление и
регистрацию изменений в аппаратном и программном обеспечении, сервисах, услугах
и документации, а также минимизацию прерывания ИТ-операций и поддержание точной
информации о конфигурации.
Управление результатами (Print and output management) — эти процесс
должны обеспечить то, что все печатные и электронные материалы будут
подготовлены наиболее эффективным и малозатратным способом с использованием
оптимально подходящего оборудования.
Планирование мощностей (Capacity planning). Задача планирования мощности
— в любое время обеспечивать соответствие возможностей ИТ-инфраструктуры нуждам
ИТ-пользователей. Планирование мощности позволяет прогнозировать состояния пиков
и спадов в использовании и нахождение точек, в которых происходят сбои, в
идеале до того, как конечный пользователь обратится в службу service desk.
Управление доступностью (Availability management) — поддержание
доступности ИТ-сервисов в соответствии с требованиями пользователей, как они
изложены в соглашении об уровне сервиса (SLA).
Энергосбережение (Energy conservation) — этот раздел концентрируется на
методах позволяющих отследить и уменьшить использование электроэнергии в
ИТ-инфраструктуре компании.
Управление проблемами
Управление проблемами (Problem
management) — выявление причин появления проблем, их разрешение и
предотвращение. В этом блоке FITS определяются различия между проблемами и
инцидентами (ничем не отличаются от ITIL), устанавливаются ответственные и
прописываются детальные инструкции. Вообще, можно прийти в замешательство, читая
текст FITS, ведь там многие вещи касаются учителей, старших преподавателей,
тьюторов и т.д. Но на самом деле, если упустить эти нюансы, принципы FITS
отлично ложатся на современные реалии малого и среднего бизнеса.
Управление безопасностью
Управление безопасностью (Security
management) — процесс, связанный с обеспечением контроля всех аспектов
безопасности в сети организации. Он, как всегда, затрагивает две стороны: защиту
от внешних угроз (несанкционированный доступ, взломы, атаки и т.д.) и внутренних
(сливы информации, нелицензионное ПО, хищение компонентов, злоупотреблением
трафиком и иными ресурсами и т.д.). Одна из эффективных мер профилактики в сфере
информационной безопасности — классификация, регистрация и проверка всех
компонентов ИТ-инфраструктуры. В FITS описано множество пошаговых инструкций по
управлению безопасностью, которые затрагивают почти все аспекты, в том числе
защиту физических активов, данных, работу в защищенных средах, сетевую
безопасность, аудит, мониторинг доступа к системе и проч.
Процессы изменений (Change
processes)
Управление изменениями (Change
management) — управление и регистрация изменений в аппаратном и программном
обеспечении, сервисах, услугах и документации, а также обеспечение минимума
простоя ИТ-операций и поддержание точной информации о конфигурации. Изменения в
ИТ-инфраструктуре компании обычно происходят довольно сложно — нужно время,
прерывание рабочих процессов, корректировка конфигураций, связанных с
изменением. А если оно глобальное — пиши пропало, процесс затянется на долгие
месяцы.
А всё оттого, что изменения вводят полностью, сразу, прерывая все существующие
процессы. И в каких-то случаях это может быть оправдано. FITS ориентирован на
управление изменениями для людей с относительно небольшим количеством рабочего
времени и не готовых к неопределенному результату. Прописанные в нём лучшие
практики помогают начать с небольших шагов, выделить преимущества изменения,
научиться определять полезные изменения и искать в них выгоды. Успех с позиций
FITS — слагаемое нескольких небольших, но выверенных шагов. К управлению
изменениями можно отнести также:
-
Управление релизами
(Release management) — планирование, тестирование
и управление успешным внедрением программного и аппаратного обеспечения. Это
процесс в российских реалиях нуждается в адаптации — это скорее, SAM (software
asset management) — управление программными активами (софтом и лицензиями)
компании.
-
Управление
обновлениями (Patch management) — процесс,
направленный на поддержание компонентов сети (аппаратного и программного
обеспечения и сервисов) в актуальном состоянии в соответствии с последними
патчами и обновлениями.
Управление конфигурацией (Configuration
management) — процесс создания и поддержания актуальных состояний
компонентов ИТ-инфраструктуры и связанной с ними документации, а также
отображение взаимосвязей между этими компонентами.
Стратегические
процессы (Strategic processes)
Управление уровнем услуги (Service
level management) — процесс определения, согласования и документирования
приемлемого и достижимого уровня услуги, а также мониторинг всех процессов и
контроль их соответствия этому уровню.
Управление финансами (Financial management) — процесс обеспечения
максимального соответствия стоимости ИТ-инфраструктуры и её функциональности.
Проще говоря, внутри этого процесса решается вопрос, как выстроить максимально
эффективную ИТ-инфраструктуру за минимально возможные деньги. Здесь же
определяются параметры бюджета ИТ-службы.
Интересно, что в одной из последних редакций в FITS включили
интернет-безопасность как курс в рамках сертификации, причём отнесли этот
раздел именно к стратегическим процессам. Хотя, конечно, логичнее отнести этот
вопрос к процессам управления безопасностью в проактивных процессах.
Если говорить о компаниях, то стратегические процессы — это уже предмет ведения
топ-менеджеров и руководителей подразделений. И для обеспечения прозрачности
этих процессов нужна отлаженная работа всех предыдущих.
Чем хорош FITS?
-
Это всего две книги, в
которых детально и доступно описаны процессы управления технической
поддержкой (ИТ-службой). Если вам приходилось сталкиваться с шестью книгами
ITIL, в которых изложение ведётся абсолютно бюрократическим языком и все
процедуры строго регламентированы, вы оцените FITS именно как руководство к
действию, а не ИТ-библию на полке.
-
Он содержит наработанные
процессы, которые были адаптированы к школьной среде. В нашем случае важно,
что они не требуют многодневного изучения, содержат готовые шаблоны,
инструкции и не отнимают много времени на внедрение.
-
Он содержит документы и
шаблоны, которые могут быть использованы как есть, без доработок и
персонификации.
-
Результат внедрения
методологии сразу будет заметен, поскольку на старт не уйдёт много времени и
ресурсов.
-
Административные и
технические задачи чётко разделены, нет размытых границ.
-
Почти сразу можно начинать
оценивать эффективность работы ИТ-службы и искать пути оптимизации затрат на
ИТ-инфраструктуру.
-
В сочетании со средствами
мониторинга и фиксирования инцидентов FITS поможет спланировать затраты на
расширение ИТ-инфраструктуры, дополнительную мотивацию и т.д.
ArsenyMeshkov, Alloy Software
Нравится статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки соцсетей! Спасибо!
<<< Обсудить на форуме | Все статьи >>>
|