По итогам 2016 г. «Крок» зафиксировал продолжающийся рост продаж ИТ-услуг в
структуре его выручки, что позволяет ему констатировать факт трансформации в
сервисную компанию.
От «железа» — к сервису
Российский интегратор «Крок» трансформируется в сервисную компанию. Об
этом заявил генеральный директор «Крока» Борис Бобровников.
По его данным, если в конце 1990-х годов в структуре продаж его организации
услуги составляли всего 2,2%, а остальное приходилось на реализацию
оборудования и ПО, то по итогам 2016 г. доля сервиса увеличилась до 71,5%.
За прошедший год «Крок» реализовал более 2 тыс. проектов, при этом
количество сервисных контрактов выросло на 3,3%, а объем продаж по ним в
среднем увеличился более чем на 10%.
«Продолжает расти объем наших услуг, и понятно почему, — говорит
Бобровников. — Это некий тренд на рынке: услуг становится больше, а “железо”
становится commodity (товар со стандартными потребительскими свойствами; —
прим. CNews). Мы занимаемся высокотехнологичным и соответственно
высокомаржинальным и одновременно высокорисковым бизнесом. Потому что
высокие технологии всегда генерируют в себе риски. Тем не менее мы движемся
в сторону услуг. И не за горами рост спроса на аутсорсинг в этой стране. Мы
полностью к этому готовы».
Кроме того, Бобровников считает, что услуги пользуются особой
популярностью на нерастущем рынке, к которому он, очевидно, относит сейчас
Россию. «Заказчики вместо того, чтобы покупать новую железку, продлеваеют
жизнь старой, — поясняет он. — При этом пытаются вместе с нами придумать те
или иные технологии, которые бы позволили уменьшить количество железа
вообще, либо не обращать вниманием на то, какое это железо».
От импортозамещения — к решениям с открытым кодом
В концепцию вышеупомянутой трансформации вполне логично вписывается и
ориентация «Крока» не столько на отечественные программные решения, сколько
на продукты с открытым кодом, о чем рассказала заместитель гендиректора
компании Вероника Гименез.
По ее заверению, «Крок» одним из первых на рынке осознал актуальность
тенденции к импортозамещению и в 2014-2015 гг. приложил сознательные усилия
по подборке внушительного пула отечественных решений, чей каталог сейчас в
открытом доступе выложен на сайте компании.
«Заместить огромную инфраструктуру враз — это сложно, а время показало,
что в общем и не нужно», — отмечает она. — Поэтому мы сейчас не особо
упираем на импортозамещение. Попадаются компании, которые занимаются
опенсорсом; вот они нам очень интересны, потому что дают нам возможность
развивать наши компетенции, а заказчикам — платить не за лицензии, а за
функционал систем, который под них затачивается».
Изменения в продажах по отраслевым сегментам
Крупнейших заказчиков и наиболее масштабные проекты в «Кроке» не
называют, ограничиваясь указанием на то, что список топовых заказчиков
включает полсотни компаний, которые приносят «Кроку» порядка 80% выручки. По
итогам 2016 г. общий объем продаж интегратора
составил p28,5 млрд.
В отраслевой структуре продаж «Крока» наибольший объем выручки
по-прежнему приходится на банковский сектор, который хоть и просел в 2016 г.
на 11%, но все равно в общей структуре оборота занимает 22%.
По словам Гименез, сжатие этого сектора продолжается уже несколько лет.
«Банков-заказчиков у нас по-прежнему много, но не всегда речь идет о крупных
проектах, — говорит она. — Раньше мы строили ЦОДы, и это были огромные
деньги. Сейчас у нас есть проекты по модернизации систем хранения данных, мы
первыми приобрели компетенции в сфере флеш-технологий и пр. Но все остальное
касается чего-то более легкого. При этом банки сейчас в силу сложной
ситуации уже совершенно не боятся ни облачных решений, ни размещений
оборудования в аутсорсинговых ЦОДах. Поэтому доля выручки этого сегмента у
нас уменьшается, хотя маржинальность остается достаточно высокой».
Вторым по размерам отраслевым сегментом для «Крока» в 2016 г. стал
госсектор с 20% выручки. Однако Гименез подчеркивает, что на данном рынке
год на год не приходится. Для госсектора характерны очень большие проекты,
локально увеличивающие выручку за короткий отчетный период, а в следующий
отрезок времени все может резко измениться.
В этом смысле прочие сегменты, по оценкам Гименез, приносят компании
гораздо более стабильные объемы продаж, что достаточно важно для компании в
плане устойчивости бизнеса.
«Сейчас у нас появляются проекты очень интересные в интеллектуальном
плане, — отмечает Гименез. — Много интересного и нового мы делаем в ритейле.
Мы стараемся не браться за массовые решения, которые может сделать и кто-то
другой. Мы наоборот ориентируемся на что-то инновационное. У нас, например,
есть решения по видеоанализу количества людей в очередях, которые регулирую
число работающих касс».
Директор департамента интеллектуальных зданий Александр Широков
также указывает на то, что сейчас в стране в связи с большим числом
коммунальных аварий и в контексте запуска госпрограмм по газификации очень
сильно увеличилось внимание на всех уровнях власти к проектам в сфере ЖКХ.
«Это одно из наших новых направлений, — говорит Широков. — Мы осуществляем
крупные проекты по реконструкции и строительству новых котельных,
трансформаторных подстанций и пр., а также инфраструктурные проекты по
строительству аэропортов, вокзалов и портов. За этим будущее на ближайшие
несколько лет».
cnews.ru
07.04.2017