Консультанты от IT
IT-консалтинг составляет
весьма значительную долю в портфелях заказов крупнейших отечественных операторов
рынка. Однако, несмотря на существенный рост спроса, многие клиенты до сих пор
не до конца понимают, что же они хотят получить от
IT-консалтинга, и ждут какого-то "чуда".
"Доля IT-консалтинга, по
предварительным итогам 2011 г., составила около 30% от общего числа проектов,
реализуемых компанией "Ай-Теко", - рассказывает член совета директоров, директор
по стратегическому развитию "Ай-Теко" Владимир Львов. - Из года в год мы
наблюдаем стабильное увеличение этой доли в среднем на 8-10%". Это отражает как
динамичный рост самой компании, так и смещение акцентов с системной интеграции и
проектов поставки на консалтинговую и сервисную составляющие бизнеса. "Его доля
(IT-консалтинга. - Прим. "Ко") значительна и составляет порядка 20% от общего
оборота. Последние несколько лет мы отмечаем устойчивый спрос на услуги
IT-консалтинга со стороны наших клиентов", - подтверждает генеральный директор
"Инлайн груп" Алексей Ромашкин. В первую очередь речь идет о крупных
корпоративных заказчиках, для которых актуален как стратегический IT-консалтинг,
так и консультирование и внедрение систем управления. "Проектов стало больше, на
мой взгляд, по двум причинам: во-первых, выигрываем у конкурентов, во-вторых,
возросла потребность, большое количество компаний прибегает к автоматизации
своей деятельности", - делится собственным опытом руководитель департамента
Microsoft Dynamics CRM компании "Норбит" Дмитрий Рыбаков. "Обнародовать данные
по 2011 г. мы сможем только после официального финраскрытия группы, которое
состоится в апреле. Могу сказать, что по итогам 2010 г. 44,5% выручки "Ситроникс
ИТ" получила от продаж телекоммуникационных интеграционных решений, 37,5% - от
проектов по бизнес-консалтингу и IT-аутсорсингу, 18% - на создании
IT-инфраструктуры и системной интеграции", - рассказывает директор департамента
бизнес-приложений "Ситроникс Информационные технологии" (Россия) Кирилл Бурлюк.
Все опрошенные "Ко" эксперты
отмечают, что на рынке IT-консалтинга наблюдается интенсивный рост,
сопровождающийся увеличением объемов. Объективные причины роста сегмента
IT-консалтинга лежат на поверхности. Рынок зреет, растут потребности компаний в
области автоматизации, увеличивается зависимость бизнеса от уровня проникновения
IT в ключевые процессы, усложняется сам объект внедрения, задачи проектов все
чаще сводятся к обеспечению бесшовной интеграции огромного количества
разрозненных систем в рамках единой интегрированной мультивендорной
инфраструктуры.
ERP в "топах"
"В последние годы наиболее
востребованными проектами являются внедрение ERP-систем и систем управления, а
также организация процессов в области информационных технологий, реализуемых на
основе методологии ITIL и ее производных", - отмечает Владимир Львов. При этом
наблюдается тенденция усиления бизнес-составляющей консалтинговых проектов в
области информационных технологий. Если пять лет назад флагманом в области
IT-консалтинга было внедрение процессов управления IT, то в последние три года
на первый план вышли ERP-проекты, прежде всего в той части, которая направлена
на управление производством и планированием организаций. Другая тенденция - рост
числа проектов, ориентированных на комплексное улучшение бизнеса. Ярким примером
может служить недавно выполненный силами "Ай-Теко" консалтинговый проект на
Московской железной дороге, характеризующийся оптимальным сочетанием
IT-технологий, бизнес- и технологической составляющих. "Мы уверены, что создание
центра управления пригородным комплексом МЖД позволит улучшить качество
обслуживания пассажиров, и многие из читателей вашего журнала вскоре наверняка
ощутят это на себе", - заключает Владимир Львов.
"Построение модели IT как
сервиса - сегодня одно из наиболее востребованных решений. Как правильно
построить и организовать IT-службу и сделать ее интересной для клиентов внутри
компании? Вот, пожалуй, самый популярный вопрос современного IT-директора", -
говорит Алексей Ромашкин. Сегодня IT являются инструментом работы и ресурсом
развития практически любой компании. И если это инструмент, то надо понимать
степень и качество его использования, оценивать вклад в достижение целей. Для
этого нужно строить отношения между пользователями IT и IT-специалистами на
основе SLA, советует эксперт. В подобных проектах ведется работа по созданию
системы управления качеством IT-услуг внутри компании. Они включают в себя
построение модели IT на основании анализа текущего состояния и желаемого
результата.
"Согласно нашей структуре
продаж, на первое место я бы поставил решения класса Business Intelligence (BI),
в частности комплекс бизнес-приложений Oracle Hyperion, предназначенных для
автоматизации таких трудоемких процессов, как бюджетирование и консолидация в
целях финансового контроля, что особенно востребовано в территориально
распределенном бизнесе, скажем в рознице, - поясняет Кирилл Бурлюк. - Но если мы
начинали опять-таки с телекома (первый проект был реализован в "Розничной сети
МТС" на всей территории России), то сейчас у нас стартовали проекты в аграрном
секторе, а именно в холдинге "Разгуляй", в сети гипермаркетов для дома и сада
"Леруа Мерлен Восток". На второе место эксперт ставит CRM-проекты, объем которых
по-прежнему достаточно высок, несмотря на то, что та же Oracle Siebel
присутствует на рынке не менее 7 лет. Далее идут информационно-аналитические
системы управления затратами, доходами, то есть в данном случае это SAS ABM.
Возможно, одним из стимулов для их внедрения является ожидаемая всеми вторая
волна кризиса, нивелировать влияние которой помогает выявление наиболее
высокодоходных продуктов и, наоборот, самых затратных в портфеле той или иной
компании. "Последнее место я бы отдал ERP: рынок уже в достаточной мере насыщен
подобными системами. В основном ERP-проекты "живут" за счет дополнительных
надстроек, автоматизации ранее не задействованных в проекте областей, а также за
счет миграции на новые версии внедренной ERP-системы и исправления ошибок
интеграции, допущенных в ходе внедрения интегратором-предшественником", -
резюмирует Кирилл Бурлюк.
В ожидании чуда
Несмотря на бурный рост сегмента
IT-консалтинга, в этой сфере все далеко не так безоблачно, как может показаться
на первый взгляд. "Основная проблема - то, что от консультанта всегда ждут
"обыкновенного чуда". До сих пор далеко не все осознают, что консалтинговый
проект - это совместное творчество консультанта и заказчика. Успех и неудачу
разделяют обе стороны вместе", - подчеркивает Владимир Львов. По его словам, при
заключении договора клиенты задают разные вопросы: от "почему так дорого?" до "а
вы уверены, что этот проект принесет нам быстрый экономический эффект, и как
можете это гарантировать?" Поэтому операторы все чаще предлагают заказчикам
переходить на партнерскую схему работы и совместно инвестировать в
консалтинговый проект, чтобы в дальнейшем - уже по получении реальной
экономической выгоды от его реализации - разделить полученную предприятием
прибыль. "Вопросы в основном одни и те же. Обоснуйте трудозатраты... Почему так
дорого? А можно ли обойтись без кастомизации или свести ее к минимуму? Каков
опыт проектной команды по внедрению подобных систем?" - подтверждает слова
коллеги Кирилл Бурлюк.
Проблемы у всех интеграторов
фактически идентичные. По преимуществу они касаются соблюдения границ проекта.
Аппетит, как известно, приходит во время еды: довольно часто заказчик хочет
решить с помощью одного проекта чуть ли не весь спектр вопросов по автоматизации
какого-либо бизнес-процесса. Чтобы избежать расхождений с утвержденным планом
реализации, компания "Ситроникс Информационные технологии" старается еще на
этапе пресейла согласовать границы проекта, стоимость проектных работ, из чего и
как она формируется, почему нужно так, а не иначе. В перспективе это позволяет
не только свести возможные риски к нулю, но и повысить качество внедрения и
полностью удовлетворить все требования клиента. "Самая распространенная
проблема, когда заказчики не могут связать свой основной бизнес с IT. Встает
вопрос: кто является движущей силой изменений в IT? Сами IT-специалисты или это
бизнес-подразделения, которые заказывают у них услуги? На этом противоречии и
появляются трудности, как на этапе заключения договоров, так и в ходе самих
проектов. Главное - определить, кто будет спонсировать тот или иной проект.
Конечно, в случает стратегического IT-консалтинга спонсорами проектов должны
выступать бизнес-подразделения заказчика", - добавляет Алексей Ромашкин. По его
мнению, зачастую потенциальные пользователи внутри компаний не знают
возможностей своих IT-служб. Для достижения наилучшего результата движение
должно быть равнонаправленное. Сотрудники компании должны знать, на что они
могут рассчитывать, а сотрудники IT-подразделений обязаны эту информацию
предоставлять, но не навязывать. "Проблемы - это риски, низкая вовлеченность
заказчика в проект, нехватка ресурсов (временных, человеческих, финансовых),
отсутствие у клиента четкого понимания, какой результат он хочет получить от
внедрения, - перечисляет Дмитрий Рыбаков. - Иногда заказчик думает, что после
оплаты все решат за него.
Однако реализация проекта - это
коллективная работа заказчика и интегратора". Интегратор не может мотивировать
конечных пользователей на работу в новой системе. Если заказчик не мотивирует
свой персонал на работу в новой системе, то у конечных пользователей может
просто пойти непринятие нововведения. "Из нашей практики: активное
взаимодействие с заказчиком позволило успешно реализовать проект в новой для нас
сфере - медицинские регистры. Проект осуществляли для компании "Астон
Консалтинг" на базе Microsoft Dynamics CRR. А также проект в ритейле - сфере,
где мы себя уже зарекомендовали: автоматизация бухгалтерского и логистического
контуров компании "Берингов" на базе SAP", - делится опытом Дмитрий Рыбаков.
Кирилл Бурлюк, директор
департамента бизнес-приложений "Ситроникс Информационные технологии" (Россия):
"Мы активно инвестировали в
развитие практики Oracle Hyperion (система бюджетирования, финансового контроля
и консолидации) и сейчас обладаем одной из самых сильных и крупных команд на
российском IT-рынке. Мы смогли существенно усилить свое присутствие на рынке
систем управления взаимоотношениями с клиентами за счет практики Oracle Siebel
CRM, которая, помимо банковского сектора ("Ситроникс ИТ" в консорциуме с
партнером реализует проект по внедрению Siebel в Сбербанке России. - Прим. "Ко")
и телекоммуникаций (клиент "Группа МТС". - Прим. "Ко"), теперь у нас
представлена еще и сегментом нефтехимпроизводства. Кроме того, мы одни из первых
на отечественном рынке начали развивать экспертизу в области систем аллокации и
раздельного учета затрат для банковского сектора: сейчас мы реализуем проект на
базе SAS Activity-Based Management в одном из крупнейших российских банков. В
ряд направлений, таких как внедрение систем управления недвижимостью (SAP REM),
систем управления транспортом (Oracle TM), систем управления персоналом (Oracle
HRM), мы инвестировали в качестве задела на будущее. Это совсем молодые, но
очень перспективные ниши для развития проектной деятельности по управленческому
и IT-консалтингу".
Владимир Львов, член совета
директоров, директор по стратегическому развитию компании "Ай-Теко":
"В числе наиболее интересных
проектов, реализованных "Ай-Теко" в последнее время, - создание центра
управления пригородным комплексом филиала РЖД - Московской железной дороги
(МЖД). В ходе реализации проекта МЖД компания "Ай-Теко" разработала
принципиально новую технологию управления, предусматривающую переход от
функциональной к полностью сервисной модели, которая позволит свести к минимуму
влияние человеческого фактора. Деятельность центра разбита на блоки, для каждого
из них создана собственная технология управления. Налажен процесс сквозного
контроля и регулирования различных вопросов. Внедрена новая система управления
персоналом, включая составление ежедневных планов работ и отслеживание сроков их
выполнения. Разработанная технология дает возможность обеспечить жесткий
контроль всех поступающих претензий, а также оперативное информирование
пассажиров о движении поездов и изменениях в расписании. Новый центр позволит
существенно повысить качество обслуживания пассажиров МЖД".
ko.ru
Нравится статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки соцсетей! Спасибо!
<<< Обсудить на форуме | Все статьи >>>
|