Александр Мальцев
Интернет в Поднебесной — штука
спорная, окружённая мифами и до конца ещё не изучена Западом. Китайский
Интернет, или Синет, можно сравнить только с НЛО: все о нём знают, но мало кто
его видел вживую.
Большинство интернет-жителей
планеты Земля полагают, что Китайский Интернет — это оплот сетевой цензуры.
Здесь не только блокируют неугодные правительству сайты, но отлавливают
блоггеров, интернет-диссидентов, тибетских лам и сектантов фалуньгунь, бьют их
палками по почкам и сажают в секретные тюрьмы, периодически расстреливая для
профилактики. Можно к этому добавить высокий уровень пиратства и огромное
количество рассылаемого спама на бедные наши головы.
Что мы ещё "знаем" о Cинете? Тут
самое большое количество интернет-пользователей в мире (более 221 млн. человек),
а каждый четвёртый из них ведёт блог. Ах, да, безусловно, все китайские
пользователи пишут под собственными именами, а если кто-то использует псевдоним,
то наряд "омона" тут же будет отправлен в его сторону.
Несомненно, все китайцы
пользуются одним поисковиком - Baidu.com. А если какой-нибудь наглец попробует
другой поисковик (например, Google), его всё равно перекинет на Baidu. До кучи,
"Яндекс" здесь тоже заблокирован, чтобы не расслаблялся.
На этом список стереотипов о
китайском Интернете я хочу закончить, но вы можете на досуге его продолжить.
С чего начиналось
Китай всегда стремился быть
мировым лидером, стать "нацией XXI века", догнать и перегнать старшого брата
СССР и капиталистического врага — США. Развивать перспективный Интернет —
казалось естественным шагом на пути "завоевания" первенства во всём мире.
Исторической датой открытия
китайского Интернета считается 20 сентября 1987 года, когда профессор Цянь
Тяньбай из Пекинского научно-исследовательского института вычислительных машин,
в рамках проекта CANET (Chinese Academic Network) отправил первое электронное
письмо из Китая. Тогда спам не отлавливали (сейчас же к письмам с китайского IP
относятся крайне подозрительно) и сообщение было доставлено адресату, в нём было
написано: "Через Великую стену — доступ к миру".
Ирония судьбы - сейчас Великую
Китайскую Стену, или Великий китайский фаервол (Great Firewall of China)
ассоциируют не с "доступом к миру", а наоборот, с интернет-цензурой.
При содействии учебных заведений
ФРГ и Канады китайский Интернет развивался быстрыми темпами. Уже в октябре 1990
года была зарегистрирована китайская доменная зона ".cn". И в тот же год
официально открылся сервис электронной почты из этой доменной зоны.
Время шло, скорость соединения
росла, и Синет стал доступен не только учебным заведениям, но и мирному
населению. К 1997 году в Китае насчитывалось более 290 тысяч персональных
компьютеров, 620 тыс. пользователей Интернета, 4066 доменов в зоне .cn и 1,5
тысячи сайтов. Уже через два года насчитывалось примерно 4 млн. пользователей,
30 тыс. доменов и 10 тыс. сайтов. В 2007 году китайских доменов было более 5
миллионов.
Кратко о Great Firewall of
China
Западные корпорации, видя
быстрорастущий рынок КНР, рванули собирать сливки прибыли и на интернет-поприще.
Правительство уже тогда углядело не только перспективность, но и потенциальную
опасность Интернета. Говорят, IBM и CISCO пошли на одну сделку, чтобы выйти на
китайский рынок. Речь идёт о создании "Great Firewall of China" — поискового
механизма и интернет-фильтра, разработанного при участии двух упомянутых фирм, и
частично Yahoo. И их можно понять, так бы им житья не дали на огромном китайском
рынке.
Местное население только
успевает покачивать головой, в очередной раз натыкаясь на заблокированную
страницу. Да ещё нужно догадаться, что страница заблокирована. Это на Ближнем
Востоке о заблокированных сайтах честно предупреждает открывшаяся
страница-заглушка. В Поднебесной такого нет. Китайский фаерволл отличается
избирательностью, внезапностью и хитростью.
Китайский Фаервол — это не
только коварный интернет-фильтр, но и поисковик с огромным словарным запасом на
нескольких языках мира (русский словарь предположительно состоит из 1000 слов и
словосочетаний). Часто, сайт блокируется не на всей территории КНР, а
постепенно, что сеет волнение среди приезжих иностранцев.
Бен пишет Бобу: открывается ли у
него "Википедия"?
Боб отвечает, - "Да".
"Странно, а у меня нет", - говорит Бен.
Если таких Бенов наберётся
человек пять — то можно с уверенностью говорить, завтра новость о очередном
заблокированном сайте в Китае облетит весь Интернет. До прошлого года через сайт
GreatFirewallofChina.org можно было проверить, какие сайты заблокированы в
Китае, но сейчас и этот тест не работает.
Конечно, обойти фильтры — не
проблема. Синет переполнен статьями типа "21 способ обойти GFW", "Как открыть
Википедию" и т.п. Иногда попытка обхода фильтра - наказуема. Наказывают в
показательных целях, чтобы другим не повадно было.
У коренных пользователей уже
выработался определённый сленг, дабы не попасть во внимание Большого Брата.
Почти не применяются слова: "фалуньгунь", "Цзян Цзэминь", "коммунизм", "Тибет",
"Тайвань" в сочетаниях со словами "свобода" или "независимость". А если
применяются, то видоизменённые формы этих слов.
Например, не принято говорить "я
забанен китайской цензурой", говорят "я GFWed!". Или "я гармонизовался" - глагол
от "гармонии", по-китайски "хэ сье"; происхождение слова связанно с каким-то
докладом "о Гармоничном развитии страны, СМИ и Интернета", суть которого в
закрытии неугодных газет и сайтов.
Но Большой Брат тоже не дремлет,
теперь он ищет и упоминания "гармонии", а пользователи, тем временем, стали
использовать китайский омоним - слово "рак".
Но это уже китайский
веб-андерграунд, в реальности всё проще. Всяким Wikipedia, Google, Flickr,
Livejournal здесь есть своя, "правильная" замена.
Google и Wikipedia в топку!
Самый популярный китайский
поисковик "Байду" (http://baidu.com), известен всем. Правда это не только
поисковик по сайтам, изображениям, видео и музыке. Это также отдельный поиск для
инвалидов, детей, поиск по документам, книгам, блогам, новостям, географический
поиск (адресов), поиск на жёстком диске, на правительственных сайтах и т.д.
О поиске музыки на "Байду" скажу
отдельно — он выдаёт прямые рабочие ссылки на медиафайлы. Он настолько хорош,
что аж заблокирован в США. А вы говорите - Китайский Фаервол!
Кроме того, "Байду" — это
большая социальная платформа (web2.0 и всё такое). Под одним аккаунтом
объединены следующие сервисы:
Байду.Пространство
— блог и фотоальбом;
Байдупедия — свободная и "правильная" энциклопедия;
Байду.Посты — многочисленные форумы на всевозможные темы, с фотоальбомами
участников. Форум может создать каждый;
Байду.Закладки — социальные закладки на нужные веб-сайты, поисковые
запросы и т.д.;
Байду.Знаю — сервис вопросов и ответов, довольно популярный и успешный;
Байду.Знакомства
Байду.Деньги — платёжная система;
Байду.Новости — новостной агрегатор, типа Яндекс.Новости;
Байду.Финансы и Байду.Индекс — огромное количество финансовых
сервисов для слежения трендов на бирже, индекса ценных бумаг;
Байду.Закачка — собственная файлообменная система;
Байду.Игры — многопользовательские онлайн RPG, стратегии, гонки;
У Байду имеется также свой
картографический сервис - Байду.Карта. Опять же "правильная",
без всяких секретных военных баз и подводных лодок вблизи Тайваня.
Я уже не говорю про тулбар,
интернет-пейджер, антивирус и электронный словарь. В общем, зачем мне
"Википедия" или Google.Maps, когда есть всё своё, родное и понятное.
Империя электронной коммерции
Про Alibaba
(http://www.alibaba.cn) в Рунете неоднократно упоминалось. Прежде всего это
крупнейшая в мире B2B-платформа со своей платёжной системой Alipay
(https://alipay.com) и интернет-пейджером. На Alibaba крутится не одна тысяча
фирм в поисках поставщиков, партнёров и клиентов. Но это "кино не для всех", а
только для юридических лиц.
Для всех остальных существует
"дочка" Алибабы - Taobao (http://taobao.com). Это самый большой в Китае
интернет-магазин и интернет-аукцион B2C/C2C. Если о Amazon и eBay в Поднебесной
почти никто не слышал, то про Taobao снимают рекламный сериал, где сюжет каждой
серии сводится к покупке очередной вещи в этом интернет-магазине. А там можно
купить практически всё: от одежды, электроники и мебели до аксессуаров
секс-индустрии, медицинских препаратов и антиквариата.
Создать магазин на "Таобао"
может каждый. Продавать можно всё что угодно, не нарушающее законы КНР. На сайте
существует сложная система рейтинга и кредита доверия как для продавцов, так и
для покупателей. А самое главное - конкуренция. Что позволяет выбрать на сайте
качественный и дешёвый товар.
"Таобао" имеет дикую
популярность в Поднебесной. Например, прогуливаясь по обычному рынку можно
заметить на вывесках отдельных торговых лавок сайт магазина на "Таобао" и
QQ-номер.
Социальный бум
Популярность социальных сетей не
обошла стороной и Поднебесную. Самые известные социальные сети "Сяонэй"
(http://xiaonei.com) и "Хайнэй" (http://hainei.com). Обе принадлежат одному
хозяину, обе похожи на Facebook и друг на друга. Отличает их всего лишь
название: первый переводится, как "в школе", второй - "в море" (под морем
подразумевается жизнь). Ничего не напоминает из русских клонов?
Варезу - да!
Китайское правительство усилило
борьбу с пиратством в Интернете. Закрываются или становятся платными китайские
варезные сайты, некогда популярные на Западе, EnFull, FullDown, FixDown, на
которых можно было скачать не только "кряки", но полные retail-версии платных
программ.
Зато очень популярны и широко
развиты файлообменные сети bt и ed2k. Ведутся разработки над национальными
заменителями например, Blin.cn (http://blin.cn), который, как утверждается в 50
раз быстрее, чем BitTorrent.
В заключение хочу сказать, что
Синет самодостаточен и спокойно может обойтись без западных сайтов. На один
только YouTube приходится более 20 китайских аналогов. Сервисы, похожие на
Last.fm, давно предоставляет QQ и Baidu.
www.webplanet.ru
03.06.2009