C 2004 года журнал «Открытые системы» и
агентство корпоративных коммуникаций OSP-Con проводят конференцию по управлению
ИТ-услугами, которая стала авторитетной площадкой для обсуждения тем, связанных
с проблематикой ITSM и в целом взаимодействия ИТ и бизнеса. В этом году впервые
тема форума была заявлена как «Стратегическое управление ИТ» – организаторы
предложили докладчикам и аудитории поразмышлять о возможностях выстраивания
стратегии развития ИТ-подразделений и поделиться опытом перехода от тактических
задач к процессам и практикам, помогающим сформировать и реализовать
стратегический подход к управлению ИТ. В таком «ребрендинге» был определенный
риск, но заинтересованность аудитории и число практических докладов сняли
опасения, что тема форума надуманна и преждевременна. В ходе дискуссии,
традиционно завершающей конференцию, многие ее участники поддержали мнение, что
обсуждение стратегии ИТ сегодня вполне актуально для российских предприятий.
Председатель российского ITSM-форума Илья Хает
убежден, что стратегия ИТ – это стратегия развития ИТ-сервисов и потому должна
опираться на теорию и практику ITSM, которые в свою очередь базируются на
современной редакции библиотеки ITIL. Хает призвал к внимательному изучению
третьей версии этой «библии» управления ИТ-сервисами. Это поможет четко
сформулировать стратегические цели реализации сервисного подхода в компании,
следовать правильным принципам работы ИТ и обеспечить им необходимую
организационную поддержку.
В изложении Хаета картина зрелости ITSM на
российском рынке складывается противоречивая. С одной стороны, эти подходы
активно пропагандируются здесь уже больше десяти лет, есть сильные
профессиональные консультанты, представлен широчайший спектр программных
инструментов автоматизации ITSM и налицо успешный опыт многих компаний. Но с
другой — по-прежнему очень часто управление ИТ-сервисами остается на уровне
лозунгов, не трансформируясь в значимый практический результат.
Чтобы сделать достижение целей заявленной
стратегии развития ИТ-сервисов реальностью, необходима воля, подкрепленная
эффективными инструментами контроля. Об этом говорили Максим Григорьев,
заместитель генерального директора компании IT Expert, и Максим Тищенко,
заместитель начальника главного управления Банка России по Архангельской
области. По словам Григорьева, классические инструменты контроля, такие как
внешний аудит, носят эпизодический характер и потому неэффективны в условиях
высокой динамики рынка, которая заставляет компании постоянно меняться. В IT
Expert разработали методику внутреннего контроля на основе циклического процесса
постоянного совершенствования и предлагают инструменты для ее реализации.
Тищенко на опыте своего подразделения убедился, что такой подход действительно
дает адекватные средства контроля ИТ-деятельности изнутри, без привлечения
внешних аудиторов. С их помощью на запуск каждого из основных процессов
управления ИТ-сервисами удалось потратить не более месяца. В условиях уже
работающих процессов и роста уровня зрелости сервисного подхода в организации
снижается избыточность функций контроля и появляется возможность перекрестного
контроля между процессами.
Если согласиться с отождествлением стратегии ИТ
с стратегией развития ИТ-сервисов, важным механизмом ее воплощения в жизнь
становятся программные инструменты автоматизации сервисов. Компания BMC Software
последние годы глубоко занимается решениями для управления бизнес-сервисами
(Business Service Management, BSM), которые позволяют отслеживать зависимости
процессов бизнеса от конкретных сервисов, предоставляемых ИТ-организацией,
вплоть до отдельных приложений и элементов инфраструктуры. В своем выступлении
Юджин Пол, менеджер BMC по продажам в Восточной Европе и России, остановился на
возможностях системы BMC Middleware Management, которая обеспечивает мониторинг
инфраструктуры интеграционной шины предприятия в целом и способна отслеживать
определенные транзакции и определять, какие компоненты могут оказать негативное
влияние на бизнес-процесс.
Активы стратегического управления
Одной из важных составляющих ИТ-стратегии
является управление ИТ-активами. Наблюдая растущий интерес к этой дисциплине на
российском рынке, в этом году организаторы форума выделили обсуждение управления
ИТ-активами и тесно связанной с ним темы управления ИТ-финансами в отдельную
сессию. Павел Астахов, руководитель отдела компетенции по бизнес-приложениям
департамента ИТ группы компаний «Рольф», отметил, что стимулом к внедрению
ресурсно-сервисной модели стала обострившаяся в условиях бурного роста компании
необходимость понять структуру сервисов и упростить расчет их себестоимости.
Учет и контроль активов, автоматизированный с помощью программного решения
компании Omninet, позволяет, по словам Астахова, оценить, из чего складывается
себестоимость каждого сервиса, получить детальную картину утилизации активов для
отнесения финансовых затрат на сервисы и анализировать влияние отдельных
элементов – программных и аппаратных компонентов и человеческих ресурсов – на
предоставление сервиса в целом.
В инвестиционной компании «Тройка-Диалог»
оценивают свою деятельность по управлению ИТ-активами, используя шкалу зрелости
Международной ассоциации менеджеров ИТ-активов IAITAM, всеми возможными
сертификатами которой владеет Анастасия Лебедева, руководитель отдела
обеспечения ИТ-ресурсами управления информационных систем и технологий компании.
Заручившись поддержкой на самом высоком уровне руководства, в компании менее чем
за три года смогли в управлении ИТ-активами пройти путь от состояния, близкого к
хаосу, к четко выстроенным и контролируемым процессам, реализующим управление
жизненным циклом актива. Этому во многом способствовало внедрение системы
автоматизации LANDesk Asset Lifecycle Manager, которая, как отметила Лебедева,
полностью удовлетворяет требованиям IAITAM и обеспечила оптимальное для компании
соотношение цены и качества.
Теме управления ИТ-активами был посвящен и
практический семинар, проведенный в рамках форума компанией «Ай-Теко».
Организация таких семинаров – новая традиция, начало которой было положено в
прошлом году. Еще один семинар на форуме этого года был организован компанией
BMC Software, которая представила свои решения для бизнес-ориентированного
управления ИТ.
www.osp.ru