Безусловно, отдел информационных технологий в первую очередь является обслуживающим подразделением. Однако в последнее время именно IT-решения становятся тем инструментом, который позволяет выводить бизнес на новый уровень эффективности. Активное развитие ритейла, банковских услуг, логистики не возможно без внедрения систем автоматизации. Новая роль ставит новые задачи перед сотрудниками и руководителями IT-службы.
Информационные технологии управляют бизнесом
IT-отрасль в России в последнее время стала очень активно развиваться. Согласно отчету исследовательской компании PAC (Pierre Audoin Consultants), в прошлом году рынок вырос на 18%, что составило примерно ?3 млрд. Это позволило назвать его самым крупным в Восточной Европе. По прогнозам аналитического центра REAL-IT, рост всей российской IT-индустрии по итогам 2008 года составит примерно 28%. Такие успехи основываются на подъеме тех отраслей, которые и прежде были лидерами потребления. Рост затрат на информационные технологии в данных сферах составил: госструктуры - 17,6% , банки и финансовые институты - 11,6%, нефтегазовая отрасль - 11,1%. Среди направлений больше всего денег IT-компаниям принесли системная интеграция (28% роста) и консалтинг (17,6%).
По данным экспертов PAC, сегмент обслуживания проектов вырос в основном за счет внедрений ERP-проектов (Enterprise Resource Planning). Они представляют собой системы укрупненного планирования деятельности предприятия и производственного учета. Данный продукт позволяет соединять внутренней сетью все офисы компании, независимо от географической дальности их расположения. Существенным фактором необходимости внедрения является оценка реального масштаба бизнеса. Чем крупнее компания и сложнее ее организационная структура, тем выше потребность в автоматизации системы управления. Поскольку она обеспечивает оперативность предоставления информации, что в свою очередь дает возможность быстро принимать решения.
В сфере розничной и оптовой торговли, банковского и телеком-сектора повысился спрос на интеграторские услуги и IT-консалтинг. По мнению специалистов PAC, такой интерес обусловлен новой технологией CRM-решений (Customer Relationship Management), помогающих управлять взаимодействием с заказчиками. Аналитические возможности этих программных модулей стали их важным преимуществом перед другими системами, так как успешно обрабатывают большой поток данных. Следовательно, обеспечивается высокая производительность при работе в оперативном режиме. CRM-приложения позволяют упорядочить взаимодействие с клиентами, что способствует повышению качества обслуживания.
Исследователи PAC (Pierre Audoin Consultants) отмечают: в 2008 году рост электронной коммерции (веб-хостинг) для некоторых малых и средних компаний становится популярным решением. Это связано с тем, что все большее количество людей предпочитают искать интересующие их товары и услуги, а также приобретать желаемую продукцию в сети Интернет. Поэтому создание сайта и дальнейшее его размещение во Всемирной паутине уже стали составляющими частями имиджа компаний.
Главное – правильное вложение
Постепенно автоматизация охватывает все большее число бизнес-процессов в компании. Поэтому динамичное развитие предприятия возможно только при изначально грамотном построении IT-инфраструктуры и правильно выбранной позиции руководства относительно нее. Дирекция компании при финансировании данного подразделения постепенно должна переходить от понятия «затраты» к позиции «инвестирование». Поскольку именно эта служба поможет обеспечить конкурентные преимущества фирме.
«Не существует какой-либо «магической» или «правильной» доли бюджета на поддержку IТ, которой необходимо придерживаться всем предприятиям, - отметил Владимир Захаров, директор Курского Центра научно-технической информации. - Эти расходы или инвестиционные программы должны соответствовать бизнес-инициативам и стоящим перед учреждением задачам с точки зрения его развития. Попытки ориентироваться на всероссийские средние показатели без учета географической, рыночной, индустриальной специфики конкретного предприятия не приведут к достижению поставленных целей».
Оценивая объемы необходимых вложений в развитие информационных технологий, администрациям компаний следует учитывать такие категории, как безопасность, надежность, быстродействие. Причем рассматривать их не только в настоящем времени, но и с перспективой на будущее. Ведь в противном случае недостаточный уровень оснащения приводит к реальным простоям в работе сотрудников или даже подразделений, а «прорехи» в безопасности - к потерям коммерчески значимой информации. Следовательно, от степени автоматизации и качества используемых продуктов зависит успех бизнеса.
Ширятся ряды
Поскольку растет круг задач, которые решаются с привлечением информационных технологий, то компании приходят к необходимости расширять штат сотрудников соответствующего подразделения. «Раньше специалисты этой IT-структуры считались простыми инженерами, которые приходят и настраивают компьютер, - говорит Алексей Неверов, эксперт консалтинговой группы «GLOBALPAS». – Сегодня основными задачами отдела «Информационных технологий» является создание IT-решений любой сложности и масштаба, начиная от HelpDesk (помощи сотрудникам) и заканчивая проведением тендеров для внедрения новых систем и закупками телекоммуникационного оборудования».
При этом, по словам Елены Тимошкиной, руководителя группы подбора персонала направления «IT/Телекоммуникации» кадрового центра «ЮНИТИ», если раньше компании привлекали «мастеров на все руки», то сегодня, особенно в крупные компании, требуются специалисты со все более узким опытом работы. «Надо заметить, что фирмы стали более требовательны к знаниям специалистов, отдавая предпочтение кандидатам, имеющим сертификаты», - замечает эксперт.
Говоря об уровне образования сегодняшних специалистов, Светлана Гиацинтова, директор по персоналу компании «Ай-Теко» (ведущий российский системный интегратор и поставщик информационных технологий для корпоративных заказчиков), отмечает, что он достаточно высок. При этом, по ее словам, есть ряд актуальных IT-специализаций, остро востребованных на рынке уже сегодня, но обучение по которым только-только начинают проводить в вузах. В результате некоторые IT-компании сами включаются в процесс подготовки будущих кадров: открывают собственные образовательные академии, магистратуры, заключают соглашения с вузами, оплачивают чтение некоторых курсов. Порой внутри компании образуют своеобразные «инкубаторы», где вчерашние выпускники оттачивают свое мастерство под руководством опытного специалиста-наставника.
Развивать и управлять
«Расширение функционала IT-подразделения приводит к тому, что перед его руководителем возникают новые задачи, - отмечает Елена Тимошкина. – Сейчас востребованы управленцы с опытом внедрения и сопровождения ERP-систем на предприятии. При этом им зачастую приходится контролировать сразу два направления – сопровождения или внедрения и технической поддержки. Но в крупных корпорациях задачи IT-директора давно вышли за рамки простого контроля обслуживания оборудования». Эксперт «ЮНИТИ» замечает, что теперь данный специалист приравнивается к топ-менеджменту компании, потому что он определяет необходимость и направление развития компании. Сегодня IT-директор отвечает за внедрение новых политик, управляет отделом и несет ответственность за взаимосвязь всех структур в корпорации. Он должен следить за развитием информационных технологий, контролировать и внедрять новые разработки, пояснять руководству предприятия важность финансирования своей структуры.
Таким образом, главной функцией IT-директора становится стратегическое управление - IT Governance, которое складывается из постулата 3P – People, Process, Product.
People: управление IT-персоналом, заключение договоров по обслуживанию на основе SL-менеджмента (Service Level Management). Соглашение об уровне услуг (SLA – Service Level Agreement) позволяет организациям более четко формулировать цели и задачи, управлять расходами и измерять качество работы IT-специалистов.
Process: процессный подход к организации IT-подразделения – ITIL (IT Infrastructure Library) и CobiT (Control Objectives for Information and Related Technology), на основании которых можно подтвердить и объяснить стоимость IT в соответствии с согласованным уровнем обслуживания. Как замечают эксперты кадрового центра «ЮНИТИ», сертификация по данным стандартам становится частым требованием крупных компаний к управленцам не только верхнего, но и среднего звена. ITIL и CobiT описывают используемые IT-процессы, определяя связи между ними и виды коммуникаций, необходимые для организации топ-менеджмента. Первый основан на передовом мировом опыте технологического сервиса и предназначен для управления задачами основного бизнеса компании. Второй стандарт служит ядром для формирования плана развития процессов IT-подразделения и предназначен именно для контроля и аудита информационных систем организации.
Product: настройка и поддержка аппаратного и программного обеспечения всей инфраструктуры на основе Micrsoft, Novell, Cisco, Oracle, Solaris. «Идеальный руководитель отдела информационных технологий – это специалист, чей профессиональный опыт и понимание современных технологий позволяют не только решать текущие проблемы, но предвидеть и предотвратить потенциально возможные», – пояснил Сергей Савочкин, руководитель IT-компании «Штрих». Он также обязан иметь широкий кругозор и в техническом смысле, и в бизнесе, а также разумный консерватизм в сочетании с сильным исследовательским духом. Светлана Гиацинтова также замечает: «Специфика IT-отрасли заключается в том, что здесь многие профессии требуют постоянного повышения квалификации. Уровень специалиста складывается не только из базового образования и последующего опыта работы, но и из многочисленных курсов, тренингов, специализированных лекций и семинаров. Их необходимо посещать ежегодно, чтобы проходить сертификацию и быть в курсе тенденций на рынке».
Сегодня развитие бизнеса во многом зависит от возможностей, которые дают информационные технологии. Началась очередная волна компьютеризации, и в ходе нее вычислительные модули будут использоваться все шире. Позаботившись о развитии своей IT-структуры, предприятие окажется в лидерах новой эпохи виртуализации.