Сибирские компании не доверяют системным интеграторам управлять своей ИТ-инфраструктурой. ИТ-аутсорсинг приживается в регионе плохо — нередки случаи, когда предприятия пытаются самостоятельно и разрабатывать, и внедрять корпоративные информационные системы. Более того, на круглом столе для сибирских представителей вендоров, который редакция «Континента Сибирь» проводила в декабре 2007 года, участники сетовали на отсутствие внятного предложения услуг ИТ-аутсорсинга со стороны сибирских интеграторов.
Эксперты в один голос называют ИТ-аутсорсинг перспективным направлением, указывая, что эта услуга помогает сократить затраты на персонал и ИТ-инфраструктуру. Для интеграторов ИТ-аутсорсинг не менее выгоден, он позволяет снизить издержки на пребывание консультантов на территории заказчика и повысить качество предоставляемых на местах услуг благодаря перераспределению функций, а не локальному выполнению работ. «Переходя на аутсорсинг, заказчик получает еще и доступ к передовым технологиям и компетенциям компании-аутсорсера», — добавляет Александр Шадт из компании «ИТС«(Новосибирск).
Сибирь с точки зрения развития ИТ-аутсорсинга явно проигрывает европейской части страны. Это касается как уровня спроса, так и уровня предложения местных игроков. Объясняется это разным уровнем ИТ-культуры и подходов к эксплуатации ИТ-систем. Основные ресурсы компаний-аутсорсеров сосредоточены в Москве, а в регионах работает лишь небольшое число инженеров. Также проблемы с аутсорсингом во многом связаны с особенностями финансирования ИТ и психологической неготовностью топ-менеджмента к подобным услугам.
«ИТ-аутсорсинг-это достаточно новый вид услуг для российского рынка в целом», — объясняет директор новосибирского филиала компании
GMCS Илья Липис. «Региональные компании в большинстве своем еще не готовы к использованию ИТ-ауторсинга, у них нет ни опыта, ни теоретической подготовки. Исключение составляют те из них, у которых центр управления находится в Москве», — комментирует различия в подходе регионалов и федеральных компаний директор департамента техподдержки и аутсорсинга компании
«АйТи» Вячеслав Ермолов.
Некоторые игроки, наоборот, считают, что местные предприятия уже созрели для аутсорсинга. «Сам факт целесообразности передачи ИТ на аутсорсинг уже не вызывает сомнения у многих крупных сибирских компаний», — подчеркивает глава сибирского представительства
Kraftway Александр Голенков.
Но и в тех случаях, когда региональные компании все-таки отдают некоторые функции на аутсорсинг, местные интеграторы привлекаются значительно реже. Возможно потому, что не так активно предлагают услуги ИТ-аутсорсинга.
«Мне больше известно о подобной активности московских компаний в регионах, чем о наших сибирских интеграторах, — отмечает Александр Голенков. — Возможно, это вызвано тем, что большинство известных мне проектов контролируются из Москвы с привлечением местных компаний в качестве субподрядчиков».
«Спрос региональных компаний на такие ИТ-услуги, как сервисная поддержка, проектирование и технологические аудиты, пока еще невелик, однако в последнее время подобных запросов становится все больше и больше», — подтверждает руководитель направления ИТ-услуг компании
«Микротест» Николай Стельмаченко.
Причины, по которым ИТ-аутсорсинг предпочитают собственным ИТ-отделам, могут быть совершенно разными. «Зачастую клиентам недостаточно просто выполнения ИТ-проекта, нужно и сопровождать построенное решение в режиме реального времени. Географическая удаленность интегратора и заказчика подчас не позволяет обеспечить должного качества сопровождения, а клиент заинтересован в быстрой «реакции на месте« и высоком качестве работ в решении возникших проблем или новых задач», — подчеркивает Илья Липис.
«Для крупных фирм на каком-то этапе развития бизнеса уже неэффективно содержать собственный раздувшийся штат ИТ-отдела. Для них становится более выгодно обратиться в крупную ИТ-компанию, которая была бы способна комплексно взять на себя сервис и поддержку работоспособности корпоративной информационной системы, — говорит заместитель директора компании «Аксистем« (Новосибирск) Викентий Китушин. — Еще одна категория заказчиков ИТ-аутсорсинга — филиалы и представительства международных или московских компаний. Они формируют небольшие региональные офисы, которые с точки зрения сложности и размеров ИТ-инфраструктуры вполне можно отнести к малым фирмам. Правда, обычно у них уже есть некоторые стандарты и культура использования информационных технологий, в отличие от большинства компаний малого бизнеса».
На сегодняшний день самый простой и распространенный вид ИТ-аутсорсинга — это поддержка технического парка предприятия. «Чаще всего местные компании хотят передать на субподряд обслуживание корпоративной информационной системы, компьютерного парка и локальной сети», — говорит Викентий Китушин.
«По нашему опыту, наибольшим спросом пользуются следующие услуги: поддержка операционных систем рабочих станций, системного ПО корпоративных серверов на базе продуктов Microsoft, обслуживание копировально-множительной техники, поддержка call-центров и систем традиционной телефонии, поддержка сетей передачи данных и систем обеспечения информационной безопасности», — рассказывает Николай Стельмаченко.
Практически никогда не передаются на аутсорсинг, а реализуются внутри компании такие функции ИТ, как развитие ИТ-архитектуры предприятия, создание корпоративных ИТ-стандартов, управление инновациями в ИТ и управление поставщиками услуг.
«Есть типовые функции ИТ, которые одинаковы на очень многих предприятиях, их легко формализовать и передать на исполнение внешнему поставщику. Это техническая поддержка пользователей информационных систем, подбор и оценка ИТ-специалистов, обучение специалистов и пользователей информационных систем», — подчеркивает Вячеслав Ермолов.
Целые ИТ-направления, как в странах Запада, в России на аутсорсинг отдают крайне редко, эти случаи единичны. Этому есть объективные причины. Аутсорсинг всего ИТ-направления, как правило, подразумевает многолетний (от 3 до 10 лет) договор, высокую степень доверия заказчика к компании-аутсорсеру, а также ограничение влияния на работу и на развитие собственной ИТ-службы.
По мнению Вячеслава Ермолова, полностью ИТ-службу передать на аутсорсинг очень сложно — CIO должен быть очень сильным менеджером, да и компания должна иметь очень зрелые и формализованные процессы поддержки. «Теоретически это возможно, в случае если провести очень серьезную предварительную подготовку (возможно, привлекая консультантов), грамотно составить SLA, в том числе жестко прописать штрафные санкции, выбрать опытного и надежного поставщика услуг, обладающего нужной квалификацией, и постоянно управлять взаимоотношениями с ним. Но я пока не встречал этого на практике», — делится опытом Вячеслав Ермолов.
По словам Александра Шадта, его компания осуществляла такие проекты, но при этом собственные ИТ-службы заказчика, особенно в крупных компаниях, было целесообразнее оставить.
«Чтобы передать ИТ-службу на аутсорсинг полностью, нужно быть уверенным в надежности аутсорсера. А это в прейскуранте не отразишь, это нарабатывается годами, с каждым клиентом по-своему. Именно потому часто встречаются случаи, когда в рамках холдинга формируется своя ИТ-компания, обслуживающая в основном предприятия своего холдинга, и в редких случаях — активно работающая на внешний рынок. При таком тандеме руководство холдинга имеет ряд плюсов, но говорить об этом как о реальном ИТ-аутсорсинге нельзя», — считает Викентий Китушин.
Одним из тормозов в развитии ИТ-аутсорсинга становится неподготовленность заказчиков к такому виду услуг. Чаще всего они боятся потери контроля за ИТ-системами предприятия и данными. Но эта проблема решается как на этапе заключения договоров, так и в процессе использования услуг.
«В то же время в небольших компаниях достаточно популярна практика «приходящего администратора», — комментирует Александр Шадт. — Руководство таких компаний, как правило, не оценивает экономической эффективности работы служб ИТ. Кроме того, не оцениваются и риски, связанные с таким положением дел. «Приходящий администратор« по сути дела не связан никаким обязательствами с компанией (информационная безопасность, риски доступности в нужную минуту)».
Самая большая проблема — не хватает профессиональных специалистов как со стороны заказчиков, так и со стороны аутсорсеров, им сложно эффективно взаимодействовать в рамках решаемых задач. «Рынку необходимо «дозреть« до подобных отношений», — считает Илья Липис.
А пока руководители компаний, особенно среднего и малого бизнеса, не торопятся отдавать на аутсорсинг свои ИТ-направления, аргументируя свои отказы опасениями разглашения конфиденциальной информации.
«Нежелание компаний практиковать аутсорсинг — это обычно просто неготовность топ-менеджеров к использованию современных инструментов управления. Любые страхи связны с неизвестностью, незнанием. Порой люди боятся утечки информации, что совершенно напрасно, ведь уровень ответственности аутсорсера закреплен в договоре, и он обычно гораздо выше, чем у своих сотрудников компании», — говорит Вячеслав Ермолов.
«Основная проблема не в том, кто имеет доступ к корпоративной базе данных — внешние или штатные «айтишники», а в содержании этой информации и наличии серьезной в ней заинтересованности со стороны конкурентов или государственных органов. При наличии такого интереса все упирается лишь в цену вопроса. Штатные сотрудники так же легко (и чаще по глупости, чем по злому умыслу) могут «слить« информацию, как и какие-либо внешние специалисты», — поясняет Викентий Китушин.
По словам Александра Шадта, чтобы не допустить утечки информации, нужно четко регламентировать ответственность на уровне основного договора, осуществлять контроль прав доступа и отслеживать инциденты информационной безопасности. «Еще один вариант — проводить аудит управления ИБ», — заключает Шадт.
«Активный переход на использование ИТ-аутсорсинга многих федеральных структур может увеличить популярность этого направления в нашем регионе. Достаточно проследить за объявлениями конкурсов на именно такие услуги крупными государственными заказчиками», — считает Александр Голенков.
http://com.sibpress.ru