БИЗНЕС-СЕТЬ KINETICS CRM ERP ITSM
        
ЧТО ТАКОЕ ITSM? НОВОСТИ АНАЛИТИКА СИСТЕМЫ АУТСОРСИНГ IT ПОСТАВЩИКИ  
     ITSM (IT Service Management, управление ИТ-услугами) — сервисный процессный подход к управлению и организации ИТ-услуг, направленный на удовлетворение потребностей бизнеса.

СТАТЬИ
МЕТОДОЛОГИИ ITSM
IT ASSET MANAGEMENT
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ
РЕЙТИНГИ
РЕЙТИНГ КОМПАНИЙ
ОБЗОРЫ РЫНКА
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ


Зарубежные и отечественные системы по автоматизации сервисных служб, в том числе с поддержкой ITIL


   
ЧТО ТАКОЕ ITSM и ITIL?
ITSM (сокращение от IT Service Management) - это концепция управления IТ инфраструктурой компании, сфокусированная на предоставлении услуг и ориентированная на бизнес-потребителя этих сервисов. >>>
ITIL (IT Infrastructure Library) - это обобщение лучшего международного опыта в области организации и управления IT >>>
 
HELPDESK (SERVICE DESK)
Helpdesk (или Service Desk) - это информационная система технической поддержки, решения проблем пользователей с компьютерами, аппаратным и программным обеспечением. Это важная составляющая ITIL — позволяет выявить проблемные участки инфраструктуры ИТ, оценить эффективность работы отдела ИТ >>>
 

СТАТЬИ

ИТ-расследование: чем живет российская розница


Условия рынка требуют от любой компании владения и применения современных ИТ. Не остается в стороне и розница, которая так или иначе использует ИТ для решения своих бизнес-задач. Какова же на данный момент ИТ-политика предприятий розничной торговли России и насколько высок уровень информатизации розничных сетей в целом?

Агентство CNews Analytics провело комплексное исследование предприятий с развитой розничной сетью, основной целью которого было определение тенденций использования ИТ и уровня автоматизации предприятий с развитой розничной сетью. Для достижения поставленной цели исследовались ИТ-стратегия и модели формирования и расходования бюджета таких компаний, изучались численность и задачи ИТ-службы, отношение исследуемых компаний к аутсорсингу ИТ-услуг, а также вооруженность розничных предприятий корпоративными ИС.

ИТ-бюджет vs ИТ-стратегия

Результаты исследования показали, что центром принятия ИТ-решений российских розничных предприятий преимущественно является центральный офис. Большая часть компаний имеет утвержденную ИТ-стратегию, сроки действия которой варьируются от 1-2 (Genser, Major Group и "Атлант-М") до 5 лет ("Комус"). Отсутствие ИТ-стратегии зафиксировано в компаниях STS Logistics, "Шрея". "Линия Тока" планирует принять ее в течение полугода, а в Национальной логистической службе на момент опроса существовал только неутвержденный рабочий документ.

Исследуемые розничные предприятия демонстрируют различные подходы к разработке ИТ-бюджета. Так, например, автомобильные компании, как правило, формируют бюджет на проектной основе. В свою очередь, "Русагро" использует смешанную основу: существует общий бюджет, планируемый исходя из постоянных нужд компании, и проектная часть, которая может меняться в зависимости от стоимости проекта. ИТ-бюджет фармацевтической компании "Шрея" формируется на основе общей стратегии и затем утверждается руководством: отдельной ИТ-стратегии в компании не существует. В ГК ЛСР ИТ-бюджет планируется на комбинированной основе с учетом как ИТ-стратегии, так и реализуемых ИТ-проектов, а основой для определения ИТ-бюджета компании "Комус" является как принятая стратегия, так и потребности, возникающие вследствие экстенсивного роста, развития и открытия новых подразделений.

Централизованная модель формирования и расходования бюджета характерна для логистических и транспортных компаний, супермаркетов и гипермаркетов, фармацевтических предприятий, продавцов строительных материалов и товаров для дома, строительных компаний РТМ "Девелопмент", "Миэль" и "Миракс групп", а также дистрибьютора парфюмерно-косметической продукции "Макдак". Децентрализованная модель расходования бюджета используется в компаниях ГК ЛСР, "Ингеоком", "Миракс Групп", "Миэль" и "Атлант-М".

От маленьких ИТ-отделов к ИТ-департаментам

Минимальный штат сотрудников ИТ-отдела составляет 15 чел. Такое количество ИТ-специалистов имеют два строительных предприятия - РТМ "Девелопмент" и "Ингеоком". Крупные ИТ-департаменты, например, в компании "Шрея", насчитывают более 100 чел. Несколько компаний, в том числе "Русагро" и "Эфко", имеют децентрализованную ИТ-службу - ИТ-специалисты представлены как в центральном офисе (как правило, не более 10 человек), так и в удаленных филиалах.

По словам представителя Major Group, степень развития ИТ-службы во многом зависит от увеличения численности рабочих мест. Так, некоторые предприятия, например, Национальная логистическая компания, STS Logistics, OBI, Major Group, Genser, в будущем предполагают расширение ИТ-службы и увеличение количества сотрудников отдела. "Макдак", наоборот, планирует сокращение собственного ИТ-подразделения и переход на аутсорсинг. В настоящее время доля ИТ-сотрудников среди всех служащих этой компании составляет около 6%, причем каждое представительство имеет собственную ИТ–службу.

В зависимости от численности ИТ-персонала различается и спектр выполняемых ИТ-задач – от поддержки пользователей до разработки и внедрения информационных систем и изучения бизнес-процессов. "Магнит", "Седьмой континент" и "Виктория" отмечают достаточно высокий уровень взаимодействия подразделений компании с ИТ-отделом, в обязанности которого входит разработка нового и поддержка существующего ПО, закупка оборудования, внедрение информационных продуктов, поддержка пользователей и прочее. В Major Group к основным задачам ИТ-службы относится создание новых рабочих мест, ремонт и эксплуатация оборудования, а также сопровождение баз данных и разработка ПО. Почти половина насчитывающей около 100 человек ИТ-службы компании "Комус" занимается изучением бизнес-процессов. Кроме того, в ее задачи входит развитие и контроль надежности информационных сервисов, а также обеспечение развития компании. Основными задачами ИТ-отдела "Рамо" является обеспечение ИТ-поддержки, внедрение продуктов под новый бизнес и поддержка существующей инфраструктуры. В "Связном" отмечают, что взаимодействие и диалог между ИТ-службой и бизнес подразделениями компании - формализованный процесс, который базируется на методологии ITIL и COBIT.

Уровень компьютеризации рабочих мест по большей части зависит от сферы деятельности компании. Так, супер- и гипермаркеты имеют минимальную оснащенность рабочих мест компьютерами: в этой отрасли показатели варьируются от 6% ("Виктория") до 20% ("Паттерсон" и "Магнит"). Небольшой уровень компьютеризации сотрудников отмечается также в "Рамо" (13%) и "Эдельвейс" (17%). 20% сотрудников пользуются компьютерами в компаниях "Донстрой" и ГК ЛСР.

Максимальный уровень компьютеризации – 100% - у компании "Цифроград", также неплохие показатели демонстрируют РТМ "Девелопмент" (80%) и "Миэль" (67%).

Даешь ИТ-услуги на аутсорсинг?

Мнения исследуемых компаний по поводу аутсорсинга разошлись. Часть их них относится к нему положительно. Так, "Связной" имеет опыт работы по аутсорсинговой схеме: компания использует аутсорсинг в основном в разработках и отдает сторонним ИТ-компаниям небольшую часть работ по обслуживанию, отношения при этом регулируются на основе SLA. "Шрея" в настоящее время организует ряд проектов на основе аутсорсинга и имеет постоянного исполнителя. В "Седьмом континенте" на подрядной основе была внедрена централизованная система отчетности и анализа, отношения с исполнителями при этом регламентировались на основе SLA. И сейчас в компании есть ряд вещей, отданных сторонним ИТ-специалистам.

В "Эфко", "Русагро" и "Нутритек" также есть проекты, реализованные по схеме аутсорсинга: "Русагро" использует аутсорсинг в области технической поддержки (телефония, станции и активное оборудование), а в группе "Нутритек" посредством привлечения сторонних ИТ-специалистов реализован проект "Телефония". "Эфко" и "Русагро" регулируют отношения с исполнителями на основе SLA.

"Эдельвейс" пока справляется с решением ИТ-задач собственными силами, однако не исключает возможности обращения в случае необходимости к услугам сторонних ИТ-компаний. "Диксис" не имеет опыта работы со сторонними ИТ-специалистами, однако в перспективе планируется переход компании на комплексный аутсорсинг.

По словам представителя "Комус", у компании есть опыт работы по аутсорсинговой схеме, но его нельзя охарактеризовать как положительный по причине низкого уровня предоставляемого сервиса. Сейчас сторонним ИТ-компаниям передается небольшая часть работ, в частности поддержка продуктов "1С". В будущем "Комус" планирует переход на SLA внутри компании: ИТ–служба в перспективе рассматривается как внутреннее самостоятельное подразделение, которое на основе SLA будет предоставлять ИТ-услуги.

Негативный опыт использования сторонних ИТ-компаний имеет РТМ "Девелопмент" – сторонними специалистами обслуживалось одно из подразделений компании, после чего представители РТМ "Девелопмент" высказывают скорее отрицательное отношение к этому вопросу. Некоторые предприятия, как например "Атлант-М", доселе не имели опыта работы по схеме аутсорсинга, тем не менее, они не стремятся привлекать сторонних специалистов для решения ИТ-задач.

Не "1С единым"

Не наблюдается единства и в среде используемого корпоративного ПО. Так, большая часть компаний предпочитает различные варианты "1С". Несколько предприятий используют ERP-системы "Галактика", SAP/R3, SAP Business One, Navision, Axapta, а также ERP-системы собственной разработки.

По словам заместителя ИТ-директора компании Genser Андрея Мамона, в настоящее время на предприятии успешно функционирует информационная система, разработанная собственными специалистами, однако представители компании не исключают возможность внедрения в будущем новой ИС. В "Русагро" используется ERP система Axapta и система электронного документооборота Landocs. В Русской логистической службе совместно с "1С" внедрена ERP-система Navision. В "Армадило" бухучет осуществляется при помощи Scala и ряда заказных разработок, написанных специально под нужды компании.

В "Связном", кроме "1С", для поддержки бизнес критичных приложений применяется продукт Microsoft Operating Management System, который позволяет отслеживать тенденции, связанные с эксплуатацией программного и аппаратного обеспечения. В "Паттерсоне" в добавок к "1С" используется Lotus Notes, "Консультант плюс" и ряд других информационных продуктов. "Седьмой континент", помимо системы собственной разработки, использует SAP Business One. В сети "Виктория" внедрена ERP система Axapta. "Ашан" для поддержки бизнес-критичных приложений использует программные решения, разработанные компаниями IBM и Fujitsu-Siemens. "Старик Хоттабыч", наряду с "1С", использует информационную систему на платформе Domino компании "Софт-Вест" и Axapta.

Проведенное CNews Analytics исследование показало, что российские компании с развитой розничной сетью, как торговые, так и производственные, в целом демонстрируют достаточно высокий уровень использования информационных технологий. Доля компьютеризированных рабочих мест в компаниях во многом зависит от специфики деятельности и структуры занятого персонала.

Компаний, демонстрирующих положительное отношение к ИТ-аутсорсингу и имеющих опыт работы с аутсорсинговыми компаниями, несколько больше, нежели тех, кто не использует такую схему работы и не планирует передавать решение собственных ИТ-задач. Применение корпоративных информационных систем становится неотъемлемой частью любой современной организации. Опрошенные компании широко используют как системы автоматизации отдельных функций, так и комплексные системы. Наиболее используемым являются решения компании "1С", из зарубежных – ERP системы Axapta и SAP R/3.

http://www.cnews.ru

Нравится статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки соцсетей! Спасибо!





<<< Обсудить на форуме  |  Все статьи >>>



 
О проекте Конфиденциальность Реклама на портале Форум Карта сайта  
Copyright © 2006 - 2025 ITSMONLINE.RU All rights reserved