Консолидация остается среди приоритетов, но компании увеличивают затраты на ПО, повышающее производительность работы сотрудников

В предстоящем году многие организации вступят в новый этап технологических закупок, и это должно повлечь рост их затрат на ИТ-продукты и услуги. По мнению аналитика из Forrester Research Эндрю Бартельса, объемы таких затрат в 2008-м по отношению к 2007-му возрастут на 8%, что на три пункта выше аналогичной цифры годичной давности.

Главными статьями ИТ-расходов организаций с 2000 г. обычно выступают консолидация центров обработки данных, обновление инфраструктуры и укрепление ИТ-безопасности. Ожидают, что с 2008 г. структура расходов начнет меняться, ибо в центре интересов компаний будет скорее рост производительности, а не снижение издержек.

Говоря о приобретении технологий, Forrester выделяет два этапа, условно называемые “усвоением технологий” и “инновационным ростом”. В период усвоения доминируют вопросы цены и удобства использования продуктов, а бюджеты выделяются преимущественно на основании расчетов по возврату инвестиций (ROI). Существует сильный акцент на рационализацию инфраструктуры и автоматизацию процессов — то, что во многом характеризовало технологические закупки примерно семи последних лет.

2008-й станет сигналом к перелому ситуации, и в последующие четыре-пять лет характер инвестиций существенно изменится. Движущим мотивом покупок будет в большей степени функциональность и в меньшей мере -- оценки ROI. “Предстоит сдвиг от простого повышения эффективности процессов к установке на оптимизацию бизнес-результатов с использованием аналитики и знания специфики отраслевой вертикали”, — говорит Бартельс.

По оценкам Forrester (см. диаграмму), наибольший прирост по сравнению с 2007 г. (около 10%) покажут расходы на ПО — благодаря ориентации компаний на повышение производительности, а также широкому внедрению ПО виртуализации в ЦОДах. На высокий суммарный прирост закупок коммуникационного оборудования (9% по отношению к бюджетам 2007 г.) во многом повлияют инфраструктурные инвестиции операторов.

Ожидается, что корпоративные закупки той же категории оборудования будут более умеренными — с ростом на 6%. Бюджеты по компьютерному оборудованию в 2008 г. будут расти несколько медленнее, на 4% по отношению к показателям 2007-го, однако затраты на ИТ-сервисы и аутсорсинг подскочат на 8%.

Вопросы макроуровня

Дискуссии с участием отраслевых аналитиков и ИТ-специалистов свидетельствуют о том, что хотя пункты “безопасность” и “послеаварийное восстановление” еще присутствуют в корпоративных ИТ-планах, на главные позиции в них все чаще выдвигаются такие подходы, как “зеленые ИТ”, “аналитика данных” и “передача знаний”.

Пожалуй, особенно важен последний из них. Повышающаяся мобильность персонала, сохраняющего при себе знания и экспертизу, причиняет ущерб общей работе организаций. Один из способов удержания соответствующего интеллектуального багажа внутри организации предоставляют технологии Web 2.0, в том числе вики, блоги и корпоративные системы разметки информации и установки закладок.

“Крупные организации непрерывно учатся на своем опыте, — говорит Кили Флинт, руководитель программ корпоративной информационной архитектуры компании Bupa Health. — Мы создали библиотеку практических примеров, и наши люди могут обращаться к центральному репозиторию, чтобы воспользоваться рекомендациями в существующих проектах или найти идеи для реализации новых”.

Так же мыслит и Майк Пеллигрино, вице-президент Fuji Film по вопросам ИТ. Он старается автоматизировать практически всё что можно, в будущем году начнет использовать в своей организации платформу Microsoft SharePoint для сбора информации, которой обладают отдельные сотрудники. “Конечно, у нас есть внутренние сети и Web-сайты, однако у каждого сотрудника существует масса лично накопленных данных, и поэтому мы задумали общей платформой сделать SharePoint”, — говорит Пеллигрино.

Он считает, что далеко не все из подобных технологий явно оценены в терминах ROI.

“Встречаются исключительно прогрессивные технологические новшества, эффект от применения которых в терминах ROI не так уж очевиден, однако передовые компании могут вполне успешно использовать их в своей деятельности”, — скзал Пеллигрино. Одним из наилучших примеров, на его взгляд, является Web.

Большое внимание организации уделяют и потребностям заказчиков в повышении производительности труда.

ИТ-бюджет бизнес-подразделения компании GE Commercial Finance — GE Real Estate, по словам его ИТ-руководителя Хенка Цупника, в будущем году увеличится на 3—5%, причем приоритетом этого подразделения является управление электронным контентом для удобного доступа к бизнес-документам, например к договорам по аренде жилья и контрактам с другими фирмами. “Кроме того, мы активно расширяем свои финансово-аналитические возможности, особенно в области вспомогательного бухучета, переходя с Microsoft Excel на Java-систему, которая обеспечивает интеграцию с нашей главной бухгалтерской книгой”, — сообщил Цупник.

Администрация одного из округов Нью-Йорка в будущем году развернет новые средства для более производительной работы своего персонала. По словам главы её ИТ-службы Норма Джекниса, к ним относится система учета для местного центра психического здоровья и расширенная система кассовых терминалов для парка развлечений Rye Playland.

Некоторые проекты Джекниса простираются далеко вперед. Так, он намечает внедрить систему виртуальной реальности для моделирования процессов планирования с использованием технологий онлайновой среды Second Life. Такая система позволит заинтересованным лицам наглядно наблюдать последствия принимаемых решений, а не только читать о них в сухих документах. С этой целью Джекнис запросил на 2008 г. десятипроцентное увеличение бюджета.

А как насчет инфраструктуры?

Хотя приложения, нацеленные на повышение производительности труда сотрудников потребуют увеличения затрат, компании, конечно, по-прежнему будут делать инвестиции в инфраструктуру и базовые процессы, определяющие состояние ИТ.

Среди главных проектов останутся реорганизация и консолидация ЦОДов, стимулирующие инвестиции в виртуализацию, системы хранения, блейд-серверы и более эффективные средства управления.

“Мы занимаемся централизацией на корпоративном уровне многих наших инфраструктурных сервисов (например, таких, как обслуживание серверов и сети или служба поддержки пользователей) вместо того, чтобы самим управлять ими, — сказал Цупник из GE Real Estate. — Это позволяет экономить средства, высвобождая фонды для новых инициатив”.

В рамках такой стратегии GE Real Estate в своих 30 региональных североамериканских офисах разворачивает территориально распределенные файловые сервисы (WAFS) взамен традиционных серверов файлов и печати. В 2008 г. GE собирается также расширить применение технологий виртуализации в рамках проектов по корпоративной централизации.

Fuji Film тоже намерена в будущем году уделить серьезное внимание консолидации ЦОДов. По словам Пеллигрино, в течение 2006—2007 гг. была проделана большая работа по развертыванию систем SAP и созданию инфраструктуры, необходимой для использования этой платформы. Компания модернизировала настольные ПК, изменила системы электронной почты и установила ERP-модули SAP.

Как предусмотрено перспективным планом Fuji Film под названием Vision 75 (что напоминает о 75-летии Fuji, отмечавшемся в 2007 г.), Пеллигрино рассчитывает сконцентрироваться на консолидации ЦОДов и при этом перенести фокус на повышение производительности сотрудников. И хотя в 2008 г. ИТ-бюджет компании останется на прежнем уровне, Пеллигрино надеется, что проект по консолидации позволит высвободить от 10 до 30% затрат.

Поэтому Fuji Film намерена потратить немало средств на всевозможные технологии консолидации аппаратного обеспечения, включая блейд-серверы, виртуализацию и системы хранения. Одновременно компания будет расширять масштаб использования SAP и исследовать возможности средств SharePoint.

Многие внедряемые технологии позволяют экономить электроэнергию. Например, Вестчестер превращается в “зеленую зону”. Этот округ создал собственную рабочую группу по проблемам глобального потепления, и ответственному за ИТ Джекнису надо стараться развертывать оборудование, потребляющее меньше электроэнергии и выделяющее меньше тепла в окружающую среду. Причем, говорит Джекнис, это относится и к настольным ПК.

Инфраструктурные инвестиции компаний также связаны с требованиями регулирующих органов. Если, например, закон Сарбейнса -- Оксли обязал финансовые службы организаций вести электронный учет переписки, то изменения в федеральных нормах гражданского судопроизводства требуют внедрения программ e-discovery. И Вестчестер, по словам Джекниса, налаживает процесс захвата и обработки всей информации, содержащейся в голосовой и электронной почте и переписке.

Фокус на ПО

Учитывая нынешний интерес ИТ-отделов к повышению производительности труда в своих организациях и улучшению реакции на запросы пользователей, можно представить, почему изменения ИТ-бюджетов сильнее всего коснутся ПО.

Правда, пока трудно сказать, какие технологии приведут к наибольшему успеху. Из интервью с ИТ-рукодителями, упоминаемыми в этой статье, понятно одно: на роль решающего фактора не претендуют ни VоIP, ни унифицированные коммуникации. Хотя VоIP внедряют все, но делается это очень постепенно, по мере физического устаревания УАТС или инсталляции новых систем.

При всей заманчивости Web 2.0 как генератора нового поколения более производительных деловых приложений приходится признавать, что эти технологии еще не достигли зрелости. Большинство опрошенных руководителей в экспериментальном или рабочем порядке развертывают кое-что из них, включая вики, блоги, общественные системы установки закладок и тегов или виртуальные системы совместной работы. Однако заявлять о положительных эффектах, по их мнению, еще рано.

Гораздо больше смысла говорить о “вертикализации” универсально используемых приложений — извлечении данных с применением знаний в конкретной отрасли, что позволяет компаниям добиваться более глубокого понимания собственного бизнеса.

“Из Google можно добывать несметное количество данных, но мы никогда не знаем, насколько в действительности полна уже извлеченная информация, — говорит Пеллигрино. — Мне кажется, здесь есть определенная возможность задействовать вертикальные знания, применив их к более широкой информационной базе для извлечения содержательных сведений, значимых для конкретной отрасли бизнеса”.