Если вы созрели для того, чтобы открыть собственный бизнес, но крупную фирму пока не потянете, на первом этапе можно стать аутсорсером — то есть предложить свои услуги какой-либо компании (а ещё лучше — сразу нескольким) на договорной основе.
Система, когда фирма для выполнения непрофильных функций нанимает работника или даже коллектив «со стороны», называется аутсорсингом. Их отношения строятся по принципу «договор — работа — оплата».
Другими словами, если парикмахерской нужен грамотный юрист, необязательно брать в штат человека, постоянно натаскивать его на курсах повышения квалификации и при этом ублажать какими-то «социальными пакетами», чтобы он не сбежал к конкурентам, — достаточно заключить договор с юристом-внештатником.
«За»
Преимущества для аутсорсера — это гибкий график и возможность больше заработать. Даже если вы действуете не в одиночку, а организовали коллектив «узкого профиля», то как раз узкая специализация и есть ваше достоинство: не надо разбрасываться. Можно совершенствовать своё мастерство параллельно в нескольких организациях.
Для нанимателей труд аутсорсера зачастую обходится дешевле, чем содержание штатного специалиста (которому нужно оплачивать больничные, отпуска и т. д.).
Внештатнику не нужно рабочее место. Он будет приезжать к вам в офис по мере необходимости и по удобному для вас расписанию.
Вы меньше рискуете столкнуться с браком в работе. Сторонний специалист лично заинтересован в самообразовании — не надо тратиться на его обучение, поскольку от степени его компетенции напрямую зависят количество клиентов-работодателей и его собственный заработок.
Для аутсорсинга подходит любой вид деятельности, связанный с оказанием услуг. Допустим, вам нужно провести пиар-кампанию, как-то выделиться на фоне конкурентов. Зачем создавать специальный отдел, который будет заниматься «раскруткой», если можно обратиться в готовое пиар-агентство, которое на этом, что называется, «собаку съело»?
Но самый наглядный пример — бухучёт. Без него любую фирму просто закроет первая же проверка. Нанятый бухгалтер составит отчёты, сходит в налоговую, примет проверяющих.
«Против»
Для нанимателя, несмотря на тонкости договоров, всегда есть опасность, что вашу коммерческую тайну могут «слить» конкурентам. Хотя от этого и со штатными сотрудниками никто не застрахован.
Нередко бывает, что хитрые аутсорсеры покупают, к примеру, универсальное программное обеспечение, а компенсацию за эти расходы пытаются стрясти со всех клиентов. И это уже настоящее мошенничество«.
Для аутсорсера: работа, которую он выполняет, ему не принадлежит. Договоры часто составляются таким образом, что клиент запрещает в дальнейшем использовать даже фрагменты наработок. Допустим, вы разработали логотип в виде ромбика какой-то фирме, да так удачно, что у вас появились ещё заказы сделать что-то подобное. Но не тут-то было.
Неграмотно составленный договор «развязывает» руки клиенту. Он может отказаться оплатить вашу работу под предлогом плохого качества. И доказать обратное бывает очень сложно, потому что качество — дело субъективное.
Кстати
«Что касается бухгалтеров, то от ошибок в расчётах никто не защищён на 100%, — предупреждает заместитель исполнительного директора НО «Российская ассоциация маркетинга» Сергей Соловьёв. — А согласно закону «О бухгалтерском учёте» за искажения отчётности отвечают руководитель фирмы и главбух. На этих же должностных лиц накладываются штрафы за грубое нарушение правил бухучёта (ст. 15.11 КоАП РФ). Выходит, аутсорсер не несёт никакой ответственности за свои просчёты, потому что обслуживающая фирма не может платить штрафы или сесть за решётку вместо своего клиента.
Впрочем, чтобы застраховаться от подобных неприятностей, достаточно в договоре с аутсорсинговой компанией прописать «механизм компенсации штрафов в случае обнаружения ошибок в бухучёте в ходе проверок».
Мнение эксперта
Эксперт Независимого центра маркетинговых исследований Александр Куликов:
— Заключать договоры на услуги аутсорсинговых компаний или отдельных специалистов желательно только на год (или на определённый объём работ) и перезаключать их по мере необходимости. Это выгодно обеим сторонам. В случае, если клиент и подрядчик разочаровались друг в друге, так легче разрешить спор, даже если он дошёл до судебных инстанций. Таким образом приходится перестраховываться, потому что определения «аутсорсинг» в российском законодательстве пока не существует и соответственно степень ответственности сторон не прописана.
http://www.aif.ru